Устойчивое развитие требует минимизации парниковых газов в процессе строительства
Здания вносят свой вклад в выбросы парниковых газов (ПГ) на протяжении всего своего жизненного цикла, как через прямые выбросы от производства энергии на месте, так и косвенные выбросы от производства энергии за пределами объекта, а также углеродный след от производства строительных материалов и самого процесса строительства.
Увидела свет новая публикация «Financing Net Zero Carbon Buildings»[1], которая посвящена анализу ситуации в сфере строительства зданий и сооружений с минимальным воздействием на окружающую среду.
На здания приходится 37% глобальных выбросов CO2, связанных с энергетикой. Девять процентов выбросов связаны с выработкой энергии на месте, 18 % — с электричеством из сети и 10 % — с материалами и строительством (UNEP, 2021).
Диаграмма. Доля выбросов парниковых газов в строительном секторе по сравнению с глобальными выбросами, связанными с энергетикой.
По оценкам МЭА (Международного энергетического агентства), общий объем инвестиций в глобальный сектор зданий должен увеличиться с 4,9 трлн долларов США в 2017 году до 5,4 трлн долларов США в 2050 году, чтобы ограничить глобальное потепление. Китай, Индия, Европейский союз и США получат 60% инвестиций. На новое строительство будет приходиться 67%, а на отопление и охлаждение в существующих зданиях придется еще 18% (IEA 2019).
Строительство новых зданий, обусловленное ростом населения, урбанизацией и ростом доходов, будет сосредоточено в странах с низким и средним уровнем дохода в Африке и Азии, на которые в период с 2020 по 2050 год придется 93% прироста городского населения (UN DESA 2018). Приготовление пищи и отопление в настоящее время являются крупнейшими видами конечного потребления энергии, однако, охлаждение является наиболее быстрорастущим видом конечного использования энергии, при этом новый спрос сосредоточен на развивающихся рынках.
Для достижения зданий с нулевым выбросом углерода в глобальном масштабе потребуются изменения в каждом элементе здания, включая материалы, тепловые оболочки, конструкции пассивного отопления и охлаждения, активное отопление и охлаждение (HVAC), бытовую технику, освещение и выработку электроэнергии.
Самые большие возможности заключаются в сокращении содержания углерода в строительных материалах, а также в более чистом и эффективном отоплении и охлаждении, в том числе за счет пассивного проектирования. Чистое приготовление пищи также сыграет важную роль в сокращении выбросов и загрязнения воздуха в результате приготовления пищи, на которую ежегодно приходится 0,5 Гт CO2-экв. (Ritchie, 2021).
Финансовые инструменты, которые могут поддерживать строительство с нулевым выбросом углерода, включают традиционные инструменты, используемые для всех зданий, такие как аренда оборудования, ипотечные кредиты и облигации, а также специализированные механизмы, использующие экономию энергии за счет повышения эффективности, такие как погашение счетов, контракты на энергоснабжение, кредиты на экологически чистую энергию с оценкой имущества.
Существует несколько политических мер для поддержки зданий с нулевым выбросом углерода, например, таких как маркировка экологически чистых зданий, нормы энергоэффективности зданий и стандарты производительности оборудования. Однако такие политические решения пока не получили широкого распространения, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода, где наблюдается наибольший рост жилищного фонда. Успех политики зависит от способности реализовывать и обеспечивать ее соблюдение, а также от строительного сектора, который может строить здания с низким уровнем выбросов углерода.
«Зеленая повестка» является приоритетной для стран Центральной Азии
Одобренная по итогам саммита «IV Консультативная встреча глав государств Центральной Азии», который состоялся в г.Чолпон-Ата (Кыргызстан) 21 июля 2022 года, Программа «Зеленая повестка» носит всеобъемлющий характер, охватывая целый ряд актуальных вопросов регионального характера. В качестве ее ключевого направления Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев предложил уделить первостепенное внимание выполнению международных обязательств по декарбонизации экономики.
В рамках разработанной Узбекистаном программы «Зелёная повестка» для Центральной Азии партнерам предложено сфокусировать внимание на вопросах декарбонизации экономики, опережающего развития альтернативной энергетики с организацией взаимных поставок электроэнергии, широкого внедрения водосберегающих и экологически чистых технологий, а также рационального использования водных ресурсов[2].
Страны ЦА в рамках Парижского соглашения по климату приняли на себя обязательства к 2030 г. сократить выбросы углекислого газа. В частности, Казахстан уменьшит выбросы на 15%, Кыргызстан – до 14%, Узбекистан – 35%,
Другим направлением Программы является опережающее развитие альтернативной энергетики, с организацией взаимных поставок электроэнергии. Государства региона обладают значительным потенциалом ВИЭ. Возможности солнечной энергетики в Узбекистане составляет 3 тыс. ГВт, в Казахстане – 3,7 тыс. ГВт. в Туркменистане - 655 ГВт. В Кыргызстане и Таджикистане на ГЭС приходится 80-90% выработки электроэнергии. Узбекистан к 2030 г. запланировал доведение доли ВИЭ в выработке электроэнергии до 25%, Казахстан – до 15%.
Еще одним направлением Программы должно стать широкое внедрение водосберегающих и экологически чистых технологий, а также рациональное использование водных ресурсов. По оценкам специалистов, внедрение водосберегающих технологий может сократить расход воды до 35%.