Ежегодно 21 апреля отмечается Всемирный день творчества и инновационной деятельности, этот день призван для повышения осведомленности о роли творчества и инноваций в решении проблем и устойчивом развитии. В 2022 году ЮНКТАД отметил этот день выпуском нового доклада «Креативная индустрия 4.0: на пути к новой глобализированной креативной экономике» (Creative industry 4.0: Towards a new globalized creative economy), в котором основное внимание уделяется пересечению индустрии 4.0 и креативной экономики.
Это жизненно и своевременно, поскольку пандемия COVID-19 ускорила цифровизацию во всех аспектах жизнедеятельности.
В отчете «Креативная индустрия 4.0: на пути к новой глобализированной креативной экономике» рассказывается, как технологии индустрии 4.0 трансформируют творческие отрасли, и предлагаются варианты политики для развивающихся стран, чтобы использовать эти новые технологические тенденции для своей творческой экономики.
Ожидается, что Креативная индустрия 4.0 выиграет от возможностей, предоставляемых новыми технологиями. Что касается дизайна и производства, это: повышенная эффективность, неограниченный творческий потенциал, большая интерактивность и гибкость, облегчающие экономичную настройку.
Креативная экономика — это аналитическая категория, охватывающая очень широкий спектр секторов. В эту категорию входят продукты наследия и культуры, такие как изделия ручной работы, а также разработчики программного обеспечения, формирующие цифровую экономику и влияющие на будущее всего общества. В мире глобальных сетей, благодаря эволюции цифровых технологий и меняющемуся поведению людей, как производителей, так и потребителей, анализ должен выходить за рамки индивидуального творчества.
Сегодня бизнес-инновации — это процесс создания и применения творческих идей в коммерческом контексте. В то же время даже самая традиционная, культурно-историческая творческая деятельность трансформируется в результате развития технологий.
В данном исследовании рассматриваются экономические аспекты взаимодействия креативности и технологичных бизнес-инноваций. Цель исследования состоит в том, чтобы лучше понять, как 4-ая промышленная революция, или Индустрия 4.0, изменила то, как творческие люди осуществляют свою деятельность. В этом исследовании креативность рассматривается как топливо и двигатель креативной экономики и относится к акту генерации новых идей и подходов к технологическим приложениям.
Сегодня творчество присутствует на всех уровнях бизнеса, от управления компанией до разработки, брендинга и формы каждого продукта. Научно-техническое творчество лучше определить под наименованием патентных отраслей: инновации в фармацевтике, электронике, энергетике, транспортном оборудовании и программном обеспечении.
Эти различные виды деятельности составляют основные функции творческих индустрий. Креативная экономика, которую иногда называют «оранжевой экономикой», представляет собой более широкое понятие, включающее взаимодействие с потребителями и ассоциациями, а также вклад творческой деятельности, такой как исследования и разработки (НИОКР), которые осуществляются вне творческой деятельности.
Креативные индустрии как инкубаторы новых технологий
Исследования и разработки (НИОКР), возможно, больше всего напоминают деловое определение творческой деятельности. Это также напрямую связано со способностью производить защищенные авторским правом продукты. Однако важность НИОКР гораздо шире. С точки зрения
развития любой обзор творческой деятельности был бы неполным без оценки веса сектора, играющего ключевую роль в создании и передаче технологий.
По очень предварительным оценкам, стоимость мировой торговли творческими услугами в 2019 году составила около 1 триллиона долларов США (18 процентов от общего объема торговли коммерческими услугами). При этом рост экспорта в период с 2010 по 2019 год составлял примерно 9 процентов в год, что намного выше, чем предполагаемый годовой рост экспорта творческих товаров за тот же период. Судя по имеющимся ограниченным данным, большинство из которых относятся к развитым странам, экспорт услуг по разработке программного обеспечения и информационных систем рос очень быстро, более чем на 15% в год, что составляет одну треть от общего объема творческого экспорта в 2019 году. В этой группе разработка программного обеспечения является доминирующим видом деятельности. Креативные деловые услуги (архитектурные, рекламные и т. д.) сохранили свою относительную значимость (33 процента от общего объема зарегистрированного экспорта).
Новые технологии предоставляют креативной индустрии новые инструменты для использования индивидуальных талантов или для обмена и разработки новых идей. Новые технологии также открывают новые каналы для достижения потребителей.
Новые творческие возможности, предлагаемые Индустрией 4.0, должны освободить дизайнеров от технических препятствий, позволяя им больше полагаться на свои субъективные и художественные суждения. В творческой деятельности, такой как проектирование и архитектура, десятилетиями использовалось программное обеспечение для автоматизированного проектирования (САПР) и 3D-визуализации.
Сегодня передовые технологии помогают экономить расходы на труд, а креативная индустрия 4.0 также может сохранить занятость и создать новые рабочие места за счет открытия новых рынков и увеличения производства.
Резюме
Исходя из вышеизложенного, можно экстраполировать, что новый взгляд на конкурентоспособность в «торговле доходами» в значительной степени зависит от силы отечественных творческих индустрий и их способности создавать интеллектуальную собственность. Глобальные компании в странах с высоким уровнем дохода повышают свою международную конкурентоспособность, сохраняя основные инновационные функции, такие как исследования и разработки, дизайн и брендинг, дома и переводя производственный сегмент в страны с относительно низкой стоимостью рабочей силы. Таким образом, связь между творческим потенциалом страны и ее международной конкурентоспособностью более значительна, чем это предполагает традиционная торговая статистика